ЗаключениеСтраница 5
После этого происшествия оставаться в армии я не захотел. Но в отставке моя жизнь не была уже такой, как раньше. Отношения с близкими ухудшились, сменил несколько работ.
Проблема проникла практически во сферы моей жизни. Единственное, что не изменило своего позитивного оттенка - мое общение и отношения с дочерью.
Дискомфорт выражается главным образом в навязчивых воспоминаниях, тревожных ощущениях либо иллюзии полного отсутствия ощущений, плохом сне с кошмарами, раздражительности, отсутствии нормального контакта с окружающими.
Чтобы справиться с ними прибегаю к аутотренингу, убеждаю себя в том, что таково судьба, нужно смириться и жить дальше ражи живых людей, ради своей семьи.
Ощущаю, что обесцениваются мои интеллектуальные и профессиональные навыки, мне трудно сосредоточиться, вспомнить порой элементарные вещи.
Противостоять этому может разве, что моя сила воли и моя вера. Свое прошлое оцениваю позитивно до вступления в армию, думаю это было ошибкой. На будущее смотрю настороженно. Мечтаю получить еще одно высшее образование, посвятить себя карьере, воспитанию ребенка. Во многом я переоценил жизненные ценности. Я не буду растрачивать себя по пустякам.
Проблему поддерживает внутренняя тревога, частые напоминания о прошлом. А меня поддерживает вера, любовь к моим близким. Они тоже в меру своих возможностей заботятся о моем восстановлении».
Первичный анализ:
2 - шаг: Высшие точки: поступление на службу, служба в «горячей точке».
Коллизии: столкновение интересов родителей и собственных, подавление чувствительности и высокие моральные стандарты. Драматические моменты: страх перед небытием, смерть товарища Постепенные изменения: отношения с окружающими до и после экстремального опыта.
3 - шаг «аналитическая абстракция»:
Этапы:
жизненный опыт до экстремальной ситуации:
экстремальный опыт;
посттравматический жизненный опыт.
Приложение 9
Опросный лист по методике незаконченных предложений
Вам предлагается короткое задание, в котором приводится ряд незаконченных предложений. Мы просим Вас закончить, завершить их до осмысленных предложений любым способом, который приходит на ум. Не думайте долго, давайте тот ответ, который первым приходит Вам в голову.
Я хочу
Я мечтаю
Иногда мне кажется
Я не хочу
Временами я думаю
Я опасаюсь
Когда я думаю о прошлом
Я надеюсь
Главное для меня сейчас это
Я все-таки смогу
Когда я думаю о будущем
Когда я думаю о смысле жизни
Приложение 10
Опросный лист по методике незаконченных предложений участника А
Я хочу избавиться от психического дискомфорта
Я мечтаю, чтобы моя жизнь была как до поступления на службу
Иногда мне кажется, что я ничего не чувствую
Я не хочу вспоминать о смерти товарищей
Временами я думаю, что война была напрасной
Я опасаюсь, что могу сделать плохо близким
Когда я думаю о прошлом, то расстраиваюсь
Я надеюсь, что смогу преодолеть эту проблему
Главное для меня сейчас это привести в порядок свое психологическое состояние
Я все-таки смогу восстановиться морально
Когда я думаю о будущем, то несколько тревожусь, но и радуюсь иногда
Когда я думаю о смысле жизни, то прихожу к выводу, что его не зачем искать - главное жить для семьи
Приложение 11
Реабилитационная программа для военных, принявших участие в боевых действиях в Чечне.
Цель программы: при помощи специально направленных заданий и упражнений работать над формированием стрессоустойчивости и понижением тревожности у военных, переживших экстремальный опыт военных действий в Чечне.
Задачи программы:
Разработать занятия для преодоления стрессовых ситуаций. Проводить специальные задания и упражнения для преодоления стресса и повышенной тревожнсоти.
План программы:
Анализ психологического состояния военных (проведение тестирования).
Определение целей и задач программы. Проведение тренинговых занятий по улучшению психо-эмоционального состояния военных.
Проведение групповых и индивидуальных занятий с военными для понижения уровня их стресса и тревожности. Анализ проведенной программы.
В ходе предварительных индивидуальных консультаций было выявлено, что основной проблемой военнослужащих, побывавших на войне в Чеченской республике независимо от срока их службы является изоляция. Учитывая это, данная программа краткосрочной реабилитации военнослужащих разрабатывалась авторами с акцентом в работе, направленной на преодоление изоляции.
Другое по теме:
Толпа
Самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Это контактная, внешне неорганизованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушн ...
Рефлексы и
инстинкты
Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов.
/ Древнегреческая пословица /
Человек рождается и начинает свое физическое развитие, ничем не отличающееся от развития любого другого живого организма. Ведущей физиологической системой его о ...
Описание выборки
Исследование проводилось на двух экспериментальных группах.
Первую группу составили сорок женщин в возрасте от 16 до 26 лет, не имеющие детей, которые были разбиты на четыре возрастные группы (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет) ...