ЗаключениеСтраница 7
Упражнение «Портрет группы» использует лространство рисунка, как символическое пространство контакта между участниками группы, что особенно важно для людей с низким уровнем доверия к окружающим и высокой тревожностью, так как освобождает их фантазию от условностей и стереотипов пространства привычного общения. «Портрет группы», объединяя все вместе участников груплы в таком виде деятельности, где результат получается совместным, является упражнением на сплочение группы.
Четвертая часть: Завершение. Продолжительность: 10-15 минут. Ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопрос: Что сложного, важного и значимого бьиго сегодня? Этот вопрос дает разрешение говорить о сложностях (негативе) и, в то же время, заканчивает работу на выделении участниками позитнвных переживаний.
В конце занятия участникам предлагается обсудить выбор темы следующего дня. Данное предложение мотивирует их заявлять актуальные проблемы и закрепляет установленный контакт. Однако, практически любые предложения (тем более разнообразные), как показывает опыт, легко превращаются в одну и ту же тему второго занятия - мечты, желания, планы.
Второе занятие - «Безумное чаепитие» Общая продолжительность занятия: 2 часа - 2 часа 15 минут.
Тема: Мечты, желания, планы.
Цель: Восстановление целостности восприятия жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего) каждого участника группы; продолжение работы с контактом и преодолением изоляции. Первая часть: Разминка. Продолжительность: 10-15 минут В начале занятия для разогрева группы ведущий задает каждому участнику волрос:
-Какой ты сегодня?
Вопрос обращен к ситуации «здесь и телерь» и способствует включению участников в работу группы.
Затем ведущий предлагает вспомнить «Правила круга», после чего задает каждому участнику вопрос:
-Что нового и хорошего произоисло с тобой со вчерашнего дня?
Вторая часть: «Безумное чаепитие».
Продолжительность второй части: 1 час 10 минут-1 час 20 минут. Упражнение «Безумное чаепитие».
Продолжительность: 45-50 минут.
Название упражнению дала сценка из сказки Л. Кэррола «Алиса в стране чудес», в которой участники чаепития все время перемещались вокруг стола в поисках новых чашек для чая. В «Безумном чаепитии» постоянное перемещение также является одним из ключевых моментов. Основная направленность упражнения - работа с целеполаганием и поиском ресурса для достижения цели.
Подготовка и проведение упражнения: Организуются два круга - внешний и внутренний. Количество людей в кругах равное. Круги располагаются лицом друг к другу (внешний круг к внутреннему), т.е. образуются пары.
Ведущий: «Сегодня я предложу вам задать себе вопросы и ответить на них. Вопросов будет восемь. Сначала на первый вопрос будут отвечать «люди внешнего круга», а «люди внутреннего круга» будут их слушать и при необходимости помогать. То есть внутренний круг будет кругом консультантов. На ответ дается 2-3 минуты». Ведущий предлагает «людям внешнеro круга» задать себе первый волрос: Что я хочу?
Ведущий (через 2-3 минуты): «Если все уже ответили, прошу внутренний круг встать и пересесть на одно место вправо. Телерь вы, «люди внутреннего круга» отвечаете на тот же вопрос уже новым для вас «людям внешнего круга», которые будут вашими консультантами в течение 2-3 минут».
Ведущий повторяет первый вопрос. Ведущий (через 2-3 минуты): «Если ответ удался всем, прошу встать «людей внешнего круга» и переместиться на 1 место вправо. На второй вопрос первыми отвечать будете опять вы».
Ведущий задает второй вопрос, и так далее. Таким образом, участники из внешнего и внутреннего кругов по очереди отвечают и выслушивают ответы на каждый вопрос; при этом «консультирующий» круг после выслушивания ответа на очередной вопрос перемещается на одно место вправо. «Смена ролей» (клиент-консультант) дает участникам возможносгь поочередно концентрироваться на своей и чужих проблемах и тем самым освободиться от сверхзначимости собственных проблем. Постоянная смена партнеров позволяет каждому охватить большой спектр проблем и способов их решения, что способствует экспоненциальному росту социального интеллекта и зачастую приводит к инсайту (озарению) в решении собственной лроблемы.
Участники группы во время упражнения «Безумное чаепитие» отвечают на следующие вопросы о себе:
1) Что я хочу?
2) Что я могу?
Первые два вопроса позволяют участникам исследовать свои актуальные мотивы и «рабочий», сознательно используемый ресурс. Следующие два вопроса восстанавливают психологическую связь между прошлым и настоящим, позволяют осознать их преемственность и динамику личностных изменений.
Другое по теме:
Определение способностей в русле теории Л.С. Выготского.
К самому понятию «способность» Л.С. Выготский обращался в своей «педагогической психологии», обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции. Д.Б. Эльконин в своем послесло ...
Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей дошкольного
возраста в работах отечественных психологов
В отечественной психологии проблема индивидуальности и индивидуальных различий рассматривалась в работах ряда психологов (Б.Г.Ананьев, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.В. Равич-Щербо, С.Л. Рубинштейн, ...
Проблема индивидуальных различий в развитии способностей у детей
дошкольного возраста в работах зарубежных психологов
Анализ зарубежных исследований показывает, что можно выделить несколько основных подходов к данной проблеме в соответствии с различными аспектами рассмотрения развития способностей ребенка, и прежде всего интеллектуальных.
В рамках перво ...