Результаты и их анализСтраница 17
Респондентам было предложено написать сочинение на тему «Я и мой малыш». Предлагалось написать всё, что они хотят, считают нужным и важным.
Анализ работ проводился по четырём возрастным группам (16-18 лет, 19-20 лет, 21-23 года, 24-26 лет). Были получены следующие результаты.
1 группа. Испытуемые в возрасте от16 до 18 лет.
Всего было проанализировано пять сочинений. Средний объём сочинений составил 22,5 строк, то есть к заданию респонденты отнеслись формально, не проявив высокой заинтересованности.
Анализируя работы, мы выяснили следующее. 40% респондентов данной возрастной группы описывают в основном трудности, которые у них возникли с рождением ребёнка. При этом акцент делается на их неразрешимость («…я этого не переживу…», «…не знаю на сколько у меня хватит сил! .») (см.приложение 9,10). Отметим, что указанные в сочинении проблемы связаны в основном с ограничением свободы респондентов («…некогда посмотреть телевизор…»), отсутствием знаний об уходе за детьми, финансовыми проблемами («…а сколько денег уходи на ребёнка!…»). В 20% работ наоборот, описывается только ребёнок. Это указывает на то, что женщины не осознают свою роль в развитии ребёнка, стремятся полностью переложить вину и ответственность за него на самого малыша.
Заметим, что лишь в 60% сочинений авторы называют ребёнка уменьшительно-ласкательными именами (Катенька, Павлуша). При этом в половине этих работ имя ребёнка часто заменено местоимениями (он, ему, с ней). В 40% сочинений женщины называют детей полными именами (Семён) или используют пренебрежительную форму (Ванька, Димка), что свидетельствует о недостаточной близости матери к ребёнку. В половине из этих сочинений имя ребёнка упоминается не более двух раз. Это свидетельствует о недостаточном принятии самоценности личности ребёнка матерью. Полученные данные свидетельствуют о том, что положительно относятся к ребёнку и материнству в целом не более 40% респондентов данной возрастной группы. В своих работах они с любовью описывают детей, не заостряя внимание на трудностях, но при этом не отрицают их существование.
Относительно ценности детей для респондентов отметим следующее. Во-первых, ни в одной работе не указано, что рождение ребёнка было долгожданным событием. Кроме того, в 40% работ отмечено, что новость о беременности была неожиданной («…Ванька был громом среди ясного неба! .»), то есть рождение ребёнка было неосознанным. Во-вторых, авторы не указывают какие надежды они связывают со своим малышом, зачем он нужен. В 20% работ указано, что «без них (детей), наверное, было бы скучно жить», то есть женщина ещё не уверена, что дети приносят радость. Кроме того, малыш расценивается не как радость, а как какое-то веселье, развевающее скуку. Анализ работ показывает, что для женщин 16-18 лет ребёнок высокой ценности не имеет.
80% авторов отмечают помощь родителей. Причём вплоть до того, что бабушка практически заменяет мать («…бабушка его уже научила складывать пирамидки…»). Во-первых, это указывает на то, что респонденты не хотят быть постоянно с ребёнком и брать за него ответственность. Во-вторых, можно судить о низком уровне знаний испытуемых о воспитании и развитии малыша. Подтверждением последнего являются фразы типа «…скоро надо будет начинать воспитывать…», «…не знала чем его кормить…», «…учимся всему вместе (с мужем)…».
В целом обнаружилось, что женщины в возрасте 16-18 лет с обязанностями не справляются, не испытывают радости материнства.
2 группа. Испытуемые в возрасте 19-20 лет.
Было проанализировано пять сочинений. Средний объём сочинений составил 28 строк. То есть респонденты данной группы проявили большую заинтересованность, чем испытуемые первой группы.
Другое по теме:
Общая характеристика мышления
Мышление
— это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В ...
Сущность тренинговых методов
В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события. Проживая события, мы приобретаем опыт переживаний, формируем жизненные представления, вырабатываем субъективные отношения, приобретаем необходимые умения. На тренинге должно осущес ...
K2
– психологическое влияние
Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны.
/ Поль Валери /
Человек – существо общественное, его всегда окружают другие люди и вольно или невольно он вынужден прислушиваться к их мнению и считаться с ним. В ...