Результаты и их анализСтраница 14
В младенческом возрасте дети изображены лишь на половине рисунков. В остальных работах возраст ребёнка определить не удалось. То есть не менее чем у половины испытуемых образ маленького ребёнка не сформирован.
Кроме того, 40% респондентов испытывают негативное отношение к маленьким детям, так как в половине этих работах изображена лишь голова малыша (см. приложение 4), на остальных рисунках тело ребёнка не пропорционально (разные по длине руки, выступающие за контур лица щёки, ассиметричное тело) (см. приложение 5). Эти данные соответствуют тому, что половина испытуемых данной возрастной группы, отвечая на вопросы анкеты, делали акцент на том, что рождение ребёнка ограничит их личную свободу и не даст возможность реализовать мечты, то есть малыш у этих испытуемых вызывает отрицательные эмоции.
Положительное отношение к ребёнку характерно не более чем для 30% респондентов. В их работах малыш изображён улыбающимся, прорисованы детали тела и одежды, в целом рисунок создаёт приятное впечатление. При этом результаты анкеты показывают, что положительное отношение к детям характерно не более чем для 20% испытуемых данной возрастной группы.
Что же касается значения малыша для женщин 19-20 лет, то можно сказать, что рисунки свидетельствуют о невысоком значении для них ребёнка. Так как лишь 30% рисунков имеют достаточно крупные размеры и расположены в центре листа. При этом данные анкетирования показали. Что ребёнок для женщин в возрасте от19 до 20 лет стоит на 5-6 месте среди жизненных ценностей.
Характерное для большинства (70%) рисунков отсутствие улыбки на лице малыша, маленькое количество деталей, чёрно-белая цветовая гамма, мелкие размеры изображения подтверждают полученные при анкетировании данные о низкой ценности детей для респондентов данной возрастной группы и отсутствии положительного отношения к малышу.
3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет.
Все респонденты справились с заданием. Хотя в правильном возрасте ребёнок на 70% рисунков. 30% испытуемых изобразили детей 4-5 лет, в 10% работ возраст ребёнка определить не удалось.
Что же показывают рисунки об отношении респондентов к маленьким детям? У 30% испытуемых эмоционально-положительное отношение к детям сформировано не полной мере, так как 60% из них изобразили только голову ребёнка. На остальных рисунках (10%) малыш изображён грустным, не прорисованы детали (см. приложение 6).
70% работ вызывают приятное общее впечатление, у малыша доброжелательное выражение лица. 10% рисунков цветные (см. приложение 7). При этом данные анкетирования указывают, что теплое, радостное отношение к детям характерно не менее чем для половины респондентов данной возрастной группы.
Рисунки подтверждают и то, что ребёнок для испытуемых по значимости стоит лишь на пятом месте. Не смотря на то, что в половине работ рисунки крупных размеров и расположены в центре, лишь 40% респондентов изобразили полностью фигуру малыша, прорисовав все части тела и детали одежды.
Таким образом, результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования. Для женщин в возрасте 21-23 лет характерен более высокий уровень эмоционально-положительного отношения к ребёнку, чем для испытуемых 16-20 лет, хотя по степени значимости дети высокой ценности для них не представляют.
4 группа. Испытуемые в возрасте от 24 до 26 лет.
С заданием справились все респонденты данной возрастной группы. При этом в 90% работ малыш изображён в правильном возрасте.
Проведённый анализ позволяет говорить о том, что не менее чем для 70% респондентов характерен высокий уровень эмоционально-полижетельного отношения к ребёнку. Эти испытуемые изобразили малыша с приветливым выражением лица. Прорисованы детали тела (свойственные малышам складочки на ручках и ножках и ножках, ямочки на пальчиках) (см.приложение иллюстрацию) и одежды (чепчик, пинетки, передничек). Кроме того, 20% рисунков выполнены цветными карандашами (см. приложение 8). Анализ анкет показал, что 80% респондентов данной возрастной группы испытывают радостное отношение к маленьким детям.
Другое по теме:
Характеристика различных видов игр дошкольников
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Возра ...
Исследование обучения по формированию внимания у младших школьников
На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развиты устойчивость, концентрация, переключаемость и объем внимания. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания проведены интегрированные занят ...
Проблемы и инновации организации пространственно-предметного компонента
среды. Проблемы организации пространственно-предметного
компонента
Развитие образования на современном этапе возможно только при условии использования психологических особенностей, закономерностей и принципов развития обучающегося (развития познавательной, личностной, эмоционально-волевой, телесной и дух ...