Результаты и их анализСтраница 16
Диаграмма 3
Показатели уровня когнитивно-операционной готовности респондентов к материнству
Не смотря на недостаток знаний о воспитании у женщин 24-26 лет, сформированные установки на стратегию воспитания присущи в основном респондентам этой возрастной группы. Выполняя задание, в котором спрашивалось, какие надежды они связывают с рождением ребёнка, респонденты косвенно указывали цели воспитания: «…хочу вырастить настоящего человека…», «…буду стараться, чтобы мой ребёнок вырос добрым, отзывчивым…». Кроме того, при выполнении заданий, где спрашивалось «Согласны ли Вы с методами воспитания своих родителей?», «Будете ли Вы относиться к своему ребёнку так же, как Ваша мама относилась к Вам в детстве?», « На Ваш взгляд, кто оказывает решающее влияние на развитие ребёнка?» респонденты 24-26 лет не давали ответ типа «не знаю».
Отметим и то, что в отличие от испытуемых в возрасте от 16 до 20 лет, опрошенные четвёртой возрастной группы в полной мере осознают трудности, связанные с воспитанием малыша и его развитием. Половина женщин третьей группы также достаточно ясно представляют, какие заботы появляются с рождением детей. Остальные (50%) респонденты 21-23 лет, а также испытуемые второй возрастной группы в основном видят лишь финансовые проблемы. Опрошенные 16-18 лет практические не знают, какие трудности возникают с рождением ребёнка, а, следовательно, не готовы к их преодолению. Больше всего на это настроены женщины 24-26 лет, так как, во-первых, в заботах о детях они видят радость, а во-вторых, эти респонденты дольше остальных намерены быть постоянно рядом с малышом (до 2,5 лет).
Особо следует отметить данные, полученные при сравнении степени сформированности половой идентификации респондентов.
Самый высокий уровень присущ женщинам 24-26 лет, хотя на самом деле их степень развития половой идентификации можно определить как среднюю. Для респондентов остальных групп характерен низкий уровень половой идентификации. Объяснением может быть то, что испытуемые в возрасте 16-23 лет не в полной мере осознают то, что в отличие от мужчин, женщина имеет возможность родить ребёнка и познать радость материнства. Невысокая степень развития половой идентификации респондентов в возрасте от 24 до 26 лет можно объяснить тем, что при осознании ценности материнства они понимают и то, что в отличие от мужчин, женщина несёт большую ответственность за ребёнка.
Говоря об ответственности, заметим, что более готовы к её принятию респонденты четвёртой и третьей возрастных групп, хотя они не исключают помощь родных при воспитании детей. Испытуемые в возрасте 16-20 лет большую часть ответственности перекладывают на родителей. Кроме того, они не осознают, за что женщина берёт на себя ответственность и перед кем. Следует отметить и то, что все женщины в возрасте 24-26 лет указали, что рождение ребёнка необходимо обязательно планировать.
Таким образом, уровень социално-личностной готовности к материнству выше у респондентов четвёртой возрастной группы.
В целом обнаружилось, что наиболее готовы к рождению малыша женщины в возрасте от 24 до 26 лет, так как они имеют самые высокие показатели по всем базовым компонентам, составляющим психологическую готовность к материнству: социально-личностная, когнитивно-операционная, мотивационно-потребнностная готовности. Можно сказать, что эти респонденты лучше остальных справятся с ролью матери.
Отметим, что сами испытуемые (от 16 до 26 лет) считают оптимальным периодом для рождения ребёнка возраст от 23 до 25 лет.
4 этап.
На четвёртом этапе нами были проанализированы результаты методики «Родительское сочинение», в котором участвовали 20 женщин в возрасте от 16 до 26 лет, имеющие детей. Методика проводилась с целью выявления реального восприятия матерью ребёнка.
Другое по теме:
Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева-Фабри)
В данной концепции выделяют две стадии. Первая – стадия элементарной психики – имеет два уровня: низший и высший. Вторая стадия перцептивной психики – имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий разви ...
Диагностика уровня развития мышления старших дошкольников
Для определения уровня развития мышления старших дошкольников нами были подобраны следующие методики:
Методика "Логические задачи"
Мозговой штурм
Методика разработана А. 3. Заком и предназначена для диагностики уровня сформир ...
Развитие сплоченности студенческого коллектива
Развитость коллектива можно проанализировать относительно показателей развитости коллектива[9]:
1. мобильность при выполнении коллективных дел, стремление к решению творческих задач и активное участие каждого в их решении;
2. дружеские ...