Результаты и их анализСтраница 18
В 80% сочинений респонденты обращаются к ребёнку в уменьшительно-ласкательной форме (Данечка, «…солнышко моё…»). При этом в половине из них ребёнок описывается с любовью («…губки бантиком, носик кнопочкой…», «…ходит ножками…») (см. приложение 11). Но при этом 40% сочинений носят описательный характер (см. приложение 12). Описан внешний вид ребёнка, но не ничего не говорится о деятельности малыша, о взаимоотношениях матери с ребёнком. Эти респонденты не осознают своей роли в развитии ребёнка.
Кроме того, испытуемые не осознают в полной мере ценность ребёнка. Лишь из 20% работ можно понять, что с рождением малыша женщины стали более счастливы («…быть мамой – это очень интересно и радостно…», «…Полина – это смысл нашей семьи…»). В сочинениях респонденты не указывают, какие надежды связывают с детьми.
Что касается трудностей, то среди них женщины указывают бессонные ночи, стирку, кормление малыша. В 60% работ прослеживаются проблемы, связанные с воспитанием («…стараемся не баловать, но как можно не любить своего ребёнка?! .», «…такой маленький, а ставит нам условия…»).
Одной из проблем, характерных для женщин данной возрастной группы является совмещение учёбы и ухода за ребёнком. Это отмечают 20% респондентов. При этом 40% испытуемых отметили, что после рождения ребёнка учёбу им пришлось бросить, что указывает не запланированное появление малыша.
Таким образом, женщины данной возрастной группы не в полной мере осознают смысл детей и материнства в целом. С материнскими функциями они справляются не в полной мере.
3 группа. Испытуемые в возрасте от 21 до 23 лет.
Всего было проанализировано пять сочинений. Средний объём сочинений 34,5 строки. В ходе анализа работ были получены следующие результаты.
Лишь в 60% работ прослеживается радостно-счастливое отношение к роли матери и ребёнку в частности. В остальных сочинениях любовь к ребёнку является как-бы констатацией факта. Не смотря на то, что в сочинениях указано, что женщина любит ребёнка, общее впечатление, стиль изложения не позволяют сделать вывод, что малыш является объектом любви и приносит женщине радость. Основная идея этих работ в том, что «…быть матерью – это очень ответственно…», «…я должна многое сделать для своего ребёнка…», «…я люблю Кристину, ведь она моя дочь…» (см. приложение 13). Получается, что женщины вынуждены заботиться о ребёнке, радости в этих заботах они не видят.
Анализ работ позволяет судить о том, что не менее 40% респондентов планировали рождение ребёнка («…решили, что ребёнка я буду рожать только после того, как закончу институт…») (см. приложение 14).
Относительно уровня знаний женщин отметим следующее. 40% респондентов осознают недостаток знаний и опыта, но при этом они также указывают, что стараются читать соответствующую литературу, смотреть телепередачи. В общем, работы позволяют судить о среднем уровне знаний испытуемых, так как есть проблемы, связанные с воспитанием детей («…не могу уговорить поспать…», « .муж считает, что начинать воспитывать надо уже сейчас…», «…не могу отказать моей красавице…»).
Следует отметить, что для респондентов данной возрастной группы характерно то, что в воспитании детей участвуют и мужья («…с папиной помощью разбираемся в машинах…», «…по вечерам муж любит повозиться с Даней…»). Это говорит о том, что родители в возрасте 21-23 лет более осознанно относятся к рождению ребёнка, хотят быть рядом с ним.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что женщины в возрасте 21-23 лет осознают ответственность за воспитание и развитие детей, знают функции матери. Но для этих респондентов характерен не высокий уровень радостно-счастливого отношения к ребёнку и материнства в целом.
Другое по теме:
Переменные и способы их
контроля
Независимые переменные
: самооценка и уровень учебной мотивации.
Контроль данных переменных пассивный и осуществляется через подбор экспериментатором групп испытуемых. Исследователем рассматривается два уровня самооценки: высокая и низка ...
Обзор основных трудов Иоанна Дамаскина
Иоанн Дамаскин оставил множество трудов на различные темы. Большинство из них явились своевременным ответом на актуальные проблемы того времени. «В монастыре он вел жизнь строгую и замкнутую, чутко откликаясь на богословские темы дня»[47] ...
Личность и ее развитие в младшем школьном возрасте. Личностные
изменения ребенка, возникающие при поступлении в школу
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется ...