Результаты и их анализСтраница 15
Относительно ценности ребёнка для испытуемых отметим следующее. 70% рисунков расположены в центре листа, 90% из них крупных размеров. То есть ребёнок для респондентов имеет важное значение. При этом анализ анкет показал, что дети для женщин 24-26 лет стоят по значимости на третьем месте.
Особенностью рисунков данной возрастной группы является то, что в 40% работ изображён не только малыш, но и соответствующая обстановка (кроватка, коляска, игрушки) (см. иллюстрацию). Это говорит о включённости женщин данной возрастной группы в процесс воспитания, развития и заботы о ребёнке.
Таким образом, результаты рисуночного теста подтверждают высокий уровень эмоционально-полижетельного отношения к детям женщин 24-26 лет, а также значимость ребёнка в их жизни.
В целом можно сказать, что результаты рисуночного теста соответствуют данным, полученным в ходе анкетирования.
3 этап.
На третьем этапе нами был проведен сравнительный анализ психологической готовности женщин четырёх возрастных групп, который позволил сделать следующие выводы.
Все респонденты хотят иметь детей. При этом в ближайшие пять лет планируют родить ребёнка в основном (90%) женщины в возрасте 24-26 лет. Для испытуемых 16-20 лет первостепенным является получение образования, а в дальнейшем - работы. Для респондентов 21-23 лет главным также является работа и устройство личной жизни. Эти данные свидетельствуют о том, что возраст от 24 до 26 лет оптимален для рождения ребёнка в том плане, что женщина определяется в профессиональной области. Также в основном устроена личная жизнь. Необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих целей, а именно, к рождению ребёнка.
Как следствием этого является то, что именно для женщин 24-26 лет ребёнок наиболее значим, и занимает третье место среди жизненных ценностей. Для респондентов в возрасте от 16 до 23 лет дети стоят лишь на 5-7 месте. Соответствующие данные отражены в диагр.1.
Диаграмма 1
Показатели степени ценности детей для респондентов различных возрастных групп
Следует отметить, что в ходе анализа было выявлено, что чем старше женщина, тем больше возможное количество детей, которых она может родить. Полученные результаты отражены в диагр.2.
Диаграмма 2
Показатели количества детей, которых могут родить респонденты
Такие результаты можно объяснить тем, что чем старше женщина, тем она в большей степени осознаёт смысл детей и радость материнства, чувствует уверенность в том, что сможет вырастить ребёнка, взять на себя ответственность за его воспитание и развитие. Подтверждается это и тем, что у опрошенных в возрасте 16-20 лет рождение ребёнка в первую очередь ассоциируется с ограничением свободы, отсутствием личной жизни, появлением непреодолимых трудностей. Радость в материнстве эти респонденты не видят. Как счастье материнство расценивают 90% женщин возрасте 24-26 лет и 60% - в возрасте 21-23 лет. Таким образом, самый высокий уровень потребностно-мотивационной и эмоцилнаоьно-положительной готовности к материнству характерен для женщин в возрасте от 24 до 26 лет.
Сравнивая уровень знаний респондентов об особенностях внутриутробного развития ребёнка, его воспитания, функций матери было выявлено, что самый низкий уровень знаний характерен для испытуемых 16-18 лет. Более полные представления имеют респонденты в возрасте от 24 до 26 лет (диагр.3). Хотя у них недостаточно знаний о процессе воспитания ребёнка. Но при этом, в отличие от других респондентов, большинство (80%) женщин этой возрастной группы отметили, что они читают соответствующую литературу, наблюдают за подругами, у которых есть дети.
Другое по теме:
Психологические причины роста этнической идентичности
Среди множества вопросов, требующих ответа этнопсихологов, и те, которые затронуты в этой работе: каковы психологические причины роста этнической идентичности в наше время, почему именно этнические общности часто оказываются аварийными гр ...
Обследование дома
Мотив дом очень многоплановый, и ему отводится особо важное значение в курсе символдрамы. Прорабатывание мотива дома также требует больше времени, иногда даже два сеанса. Нередко в образе дома скрыт многогранный и сложный конфликтный мате ...
V1 –
привлекательное лицо
Что глаз не увидит, то сердце не запомнит.
/ Французская пословица /
Тема красоты неисчерпаема хотя бы потому, что критерии красоты постоянно меняются. Это особенно заметно, если сравнить лица со старых картин, воспевавших идеалы того в ...